Игорь Додон дал себя обойти. Как Конституционный суд расчищает Владимиру Плахотнюку путь к власти
Конституционный суд (КС) в очередной раз изменил правила игры в молдавской политике. По его решению назначить министра, судью, посла или промульгировать закон теперь можно и без согласия и участия президента Игоря Додона. В нужный момент по той же модели возможно будет назначить и нового премьер-министра. К этому посту давно присматривается лидер Демпартии Владимир Плахотнюк, и вопрос лишь в том, когда он предпримет очередную попытку добиться своего, говорят эксперты.
Конституционный суд 17 октября постановил, что в случае отказа президента исполнить свою конституционную обязанность этим правом временно наделяется спикер парламента или премьер-министр. Суд принял это решение, рассмотрев жалобу правительства в связи с отказом президента Игоря Додона утвердить выдвинутую повторно премьером Павлом Филипом кандидатуру Еуджена Стурзы на пост министра обороны.
В своем решении КС, однако, высказался в более широком контексте. Речь идет не только о назначении министров, но и об отказе президента исполнять любые конституционные обязанности. То есть, например, промульгировать принятые парламентом законы, назначать судей, послов или кандидата на пост премьер-министра, предложенного парламентским большинством.
В каждом из таких случаев депутаты или правительство могут обратиться в Конституционный суд, и он примет решение наделить спикера парламента или премьер-министра правом исполнить эту функцию вместо президента.
После объявления решения КС некоторые СМИ и эксперты поторопились сообщить, что суд постановил временно отстранить Додона от должности президента. Но из опубликованного решения КС стало ясно, что это не так. О приостановлении исполнения Додоном полномочий президента речь не идет. Он остается президентом, просто больше не сможет «блокировать» решения правительства и парламента.
Сам Додон на брифинге сказал, что не станет подписывать указ о назначении Стурзы министром обороны. «Пусть подписывают [спикер Андриан] Канду, [премьер Павел] Филип и берут на себя эту ответственность», — заявил Додон.
Вместе с тем решение КС он назвал узурпацией власти и пообещал, что правящая Демпартия и Конституционный суд «ответят за все беззакония». Но не сейчас, а после парламентских выборов.
Президент Института стратегических инициатив Андрей Попов считает решение КС очередным эпизодом «управляемого противостояния» между Партией социалистов и Игорем Додоном с одной стороны, и Демпартией и Владимиром Плахотнюком с другой. «Решение в какой-то мере выгодно обеим сторонам. На это указывает и само решение, и реакция на него: ни одна из сторон не идет по пути эскалации и нет оснований предполагать, что дело дойдет до реальной борьбы», — сказал Попов в беседе с NM.
Эксперт указал, что КС не стал принимать радикальное решение отстранить президента от должности. Но и Додон не стал ужесточать конфронтацию. «Он ведь мог сказать и так: „Не буду я свадебным генералом. Не для того меня избрал народ. В таких условиях отказываюсь подписывать что бы то ни было. Пожалуйста, инициируйте импичмент и до встречи на референдуме!“ Но он ограничился грозными декларациями о том, что будет после парламентских выборов», — заметил Попов.
Такая ситуация, в которой президент «громко лает, но никого не кусает», по словам Попова, полностью устраивает и Демпартию, и социалистов. «Демократы расчистили путь для принятия решений в обход президента, еще раз показав, кто в доме настоящий хозяин. А Додон выступает в роли „жертвы“, которая обещает отомстить после парламентских выборов, тем самым апеллируя за поддержкой к своему электорату», — сказал эксперт.
Тем самым, отметил Попов, политическую повестку снова уводят на противостояние двух игроков — «пророссийского» президента Додона и «проевропейской» Демпартии Плахотнюка. «Другим силам: Майе Санду, Андрею Нэстасе, Ренато Усатому — просто не пробиться через эту шумовую завесу, и они оказываются на периферии», — подчеркнул эксперт.
Конечной же ставкой в этой политической игре, по словам Попова, может стать назначение по той же модели нового премьер-министра. К этому посту давно присматривается лидер Демпартии Владимир Плахотнюк, и вопрос лишь в том, когда он снова попытается добиться своего.
Эксперт в области конституционного права Виталие Катанэ согласен с тем, что нынешняя ситуация с назначением министра обороны и решением КС — прецедент, который могут использовать и в других схожих случаях. Ситуация с отказом президента назначить выдвинутого парламентским большинством кандидата в премьеры, по его словам, будет идентична той, что произошла с утверждением министра.
В этом случае, исходя из сегодняшнего решения КС, спикер сможет назначить премьера в обход президент. «Исполняющий обязанности президента, конечно, может предложить кандидатуру премьер-министра… Надо будет, чтобы КС разъяснил, что и в случае с премьером есть нарушение со стороны президента, которое состоит в том, что он отказывается выполнять свои конституционные функции — выдвигать кандидатуру на должность премьера», — сказал NM Катанэ.
Другой эксперт в области конституционного права Николае Осмокеску с этим не согласен. Он считает, что если президент откажется назначать премьера, это будет совершенно другая ситуация. «В этом случае речь идет об изменении в составе правительства, а назначение премьера — это другая политико-правовая ситуация. Там будет совсем другая процедура», — считает Осмокеску.
Андрей Попов, впрочем, не сомневается, что именно назначение Плахотнюка премьером — реальная стратегическая цель всей истории с выдвижением Стурзы на пост министра обороны и нынешнего решения КС. Версию о том, что Плахотнюк попытается до парламентских выборов возглавить правительство, он считает менее вероятной. «Впрочем, если пиарщики Демпартии оценят, что назначение Плахотнюка премьером принесет больше дивидендов демократам на будущих выборах, это возможно», — сказал эксперт.
Более вероятным он считает вариант назначения Плахотнюка премьером после выборов: «Смешанная избирательная система заточена именно под это. Демократы в будущем парламенте собирают вокруг себя большинство, избирают спикера, который затем перенимает у президента полномочия для назначения премьера, выдвинутого парламентским большинством». Додону же, по его словам, ничего не придется делать. Только развести руками и сказать: «А что мы можем сделать?».
Источник: www.newsmaker.md